С целью профилактики мошеннических действий в отношении несовершеннолетних и взрослых, инспектором ПДН ОП №4 по г. Пензе Тугушевой Д.В. были проведены разъяснительные беседы с обучающимися и педагогическим коллективом школы.
Мошенничество все больше приобретает новые свойства, оно становится особым видом информационного воздействия на человеческую психику.
Данный вид преступного посягательства относится к категории технически сложных по замыслу и исполнению преступлений. Для его осуществления преступники часто объединяются в группы с четким распределением ролей в процессе подготовки и реализации преступного замысла. Организаторы и исполнители нередко обладают знаниями в области психологии.
В ходе расследования ряда уголовных дел установлено, что совершением указанной категории преступлений занимаются осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, которые расположены в других субъектах России.
В своем большинстве преступниками при совершении преступлений используются следующие схемы:
1. Произвольно набирается номер стационарного или сотового телефона, после чего преступник на «ломаном» языке представляется родственником, якобы совершившем ДТП, либо задержанным сотрудниками полиции за совершение преступления, на вопрос родственника, что с голосом, сообщают, что разбита губа, сломана челюсть и т.д., и разговаривать он не может, после чего, передает трубку телефона другому лицу, который затем представляется следователем юстиции, либо сотрудником ГИБДД поясняя, что для того чтобы родственника отпустили и не возбуждали в отношении него уголовное дело, необходимо посредством электронного перевода перечислить денежные средства на указанные ими лиц, либо передать наличными человеку, который лично прибудет для их получения.
2. Рассылаются смс - сообщения с текстом: «обслуживание вашей банковской карты заблокировано» и указываются номера телефонов, по которым можно узнать информацию по данному факту. После того как граждане перезванивают на указанные номера, преступники представляются сотрудниками банков, в ходе разговора узнают, является ли гражданин владельцем банковской карты, если да, то сообщают, что с банковской картой возникли проблемы, и в целях исключения блокировки, необходимо немедленно через банковский терминал протестировать и произвести активацию банковской карты. Гражданин, введенный в заблуждение, через банковский терминал, по указанию преступников, осуществляет перевод денежных средств со своего счета на счет указный преступниками, так же производит оплату различных услуг, включая оплату услуги связи.
3. Размещаются заведомо ложные объявления на страницах сети Интернет и в газетах о продаже различных товаров, квартир, автомобилей, об устройстве на работу. После того как преступники получают задаток за обещанный товар по блиц - переводу, либо на счет сотового телефона, они прерывают связь с покупателями, не предоставив товар и не выполнив обещанное.
4. Рекламируют биологически-активные. Граждане, заинтересовавшиеся в приобретении указанной продукции, сами перезванивают по указанным телефонам. В ходе телефонных разговоров у граждан (а это, чаще всего, престарелые, одиноко проживающие граждане) узнается личная информация. В дальнейшем, на номер телефона гражданина перезванивают злоумышленники, представляясь государственными служащими, сотрудниками банка, пенсионного фонда и т.д., предлагают материальную выгоду (компенсация в ходе реализации программы для ветеранов войны или тружеников тыла, например) в обмен на перевод «незначительной» денежной суммы на расчетные счета. В дальнейшем, если сумеют заинтересовать граждан в «получении больших денег», выманивают у них еще более крупные суммы.