Развитие системы
дошкольного образования в МБОУ СОШ 28 города Пензы
имени Василия Осиповича Ключевского
(организация групп по подготовке детей к школе)
2024 - 2025 учебный год
Содержательную и дидактическую основу дошкольного образования составила программа «Преемственность» (автор Н.А.Федосова).
Концепция программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с данной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Основные цели подготовки к обучению в школе:
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
- сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Программа «Школы будущего первоклассника» направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Задачи «Школы будущего первоклассника»:
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Основные принципы подготовки к обучению:
- единство развития, обучения и воспитания;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- комплексный подход;
- вариативность и вариантность;
- сознательность и творческая активность;
- наглядность;
- доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Содержание подготовки детей к обучению построено на интегрированной основе.
Занятия проводятся по следующим учебным пособиям:
С.И.Волкова. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Москва «Просвещение», 2024
Пособие предназначено для подготовки детей к школе. Оно содержит как традиционный материал по развитию простейших математических представлений у дошкольников, так и специально разработанную систему заданий, способствующих развитию воображения, логического мышления, внимания, восприятия и памяти у детей.
Н.А. Федосова. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2- х частях. Москва «Просвещение», 2024
Пособие предназначено для обучения чтению и письму, работа по нему направлена на развитие речи, фонематического слуха, внимания, для подготовки дошкольников.
А.А. Плешаков. Зеленая тропинка. Пособие для подготовки детей к школе. Москва «Просвещение», 2024
Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению.
СО.А.Холодова. За три месяца до школы. Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет) М.: Издательство РОСТ, 2024
Пособие представляет собой сборник заданий для работы с детьми накануне поступления в школу. Выполнение этих заданий не только поможет ребенку развить память, внимание, мышление, формировать правильную речь, совершенствовать графические навыки, но и обеспечит необходимым базовым уровнем знаний, умений и навыков, которые помогут ему в дальнейшем хорошо и легко учиться в школе.
Организация занятий
в группах «Школы будущего первоклассника»
2024-2025 учебный год
Возраст – 5,5 – 7 лет.
Продолжительность обучения - 1 год
Начало занятий – 18 сентября 2024 года
Занятия ведут педагоги, прошедшие предварительную подготовку к работе с детьми старшего дошкольного возраста:
-
Модуль «От слова к букве»(подготовка к обучению чтению и письму) – Н.А. Москалёва, Е.К. Шпилькова
-
Модуль «Математические ступеньки» – Е.К. Шпилькова
-
Модуль «Зеленая тропинка» – Н.А. Москалёва, Е.К. Шпилькова
-
Модуль «Занимательный английский» – Н.И. Каледина
-
Модуль «Волшебный мир народного творчества» – Н.А. Петрова
-
Модуль «Психологическое сопровождение» - Н.А. Зеленцова
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Школы будущего первоклассника»
2024-2025 учебный год
Образовательные области ФГОС ДО
|
Модули программы |
Количество часов в неделю |
«Познавательное развитие»
|
«Зеленая тропинка» |
1 |
«Математические ступеньки» |
1 |
|
«Речевое развитие» |
«От слова к букве» |
2 |
«Занимательный английский» |
1 |
|
«Художественно-эстетическое развитие» |
«Волшебная красота окружающего мира» |
1 |
Психологическое сопровождение |
«Развитие психологической готовности к школе» |
1 |
Итого |
|
7 |
Пояснительная записка
к учебному плану «Школы будущего первоклассника»
на 2024 – 2025 учебный год
Учебный план «Школы будущего первоклассника» разработан на основе концепции программы «Преемственность» (руководитель проекта Н.А. Федосова), с учетом выполнения «гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2. 2821-10, Постановления правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
Основной целью функционирования групп «Школы будущего первоклассника» является подготовка детей к обучению в школе, умственное, эмоционально-волевое, физическое, психологическое развитие (Всестороннее развитие будущих первоклассников).
Задачи «Школы будущего первоклассника»
-
сохранение и укрепление здоровья детей;
-
развитие творческих способностей детей через интеграцию различных видов деятельности;
-
систематизация знаний об окружающем мире;
-
развитие речи, обогащение словарного запаса;
-
навыки слогового чтения;
-
навыки речевого общения;
-
развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации;
-
развитие памяти, внимания, мышления, логики;
-
развитие математических способностей;
-
устранение разноуровневой подготовки детей к обучению в школе
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой соответствует возрастным особенностям детей 5,5 – 7-летнего возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.
Учебный план «Школы будущего первоклассника» устанавливает 8-месячный срок обучения. Обучение осуществляется с 18 сентября 2024 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю (среда, суббота) как индивидуально, так и с группой. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутными перерывами.
Образовательная область «Познавательное развитие» представлена модулями:
- «Зеленая тропинка»- 1 час в неделю;
- «Математические ступеньки» - 1 час в неделю.
Образовательная область «Речевое развитие» представлена модулями:
- «От слова к букве» - 2 часа в неделю: «От слова к букве» (подготовка к обучению чтению) - 1 час, «От слова к букве» (подготовка к обучению письму) - 1 час;
- «Занимательный английский» - 1 час в неделю.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» представлена модулем «Волшебный мир народного творчества» - 1 час в неделю.
Психологическое сопровождение представлено авторской программой «Развитие психологической готовности к школе» – 1 час в неделю.
Занятия по модулю «От слова к букве» направлены:
-
на развитие у детей связной речи, фонематического слуха, памяти, внимания, фантазии, мышления;
-
обогащение словарного запаса дошкольников;
-
формирование внутренней речи – основы речевого мышления;
-
развитие артикуляционного аппарата;
-
формирование эстетического восприятия, эмоционального настроения.
Занятия носят общеразвивающий характер, способствуют развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и этических качеств детей. Курс готовит к изучению грамоты, письма и формирует элементарные навыки культуры речи. В процессе обучения дети получают первичные навыки чтения.
Занятия по модулю «Математические ступеньки» развивают познавательные способности детей. Занятия ведутся по трем тематическим направлениям:
-
Арифметическое:
-
дети усваивают счет от 1 до 10;
-
понятия «цифра», «число», « предыдущее», «последующее»;
-
учатся сравнивать числа первого десятка;
-
решать задачи на основе наглядности;
-
получают пространственные и временные представления;
-
Геометрическое:
-
получают представление о форме и размере фигуры;
-
сравнивают предметы по размеру и расположению;
-
измеряют отрезки.
-
Содержательно-логические. Выполняют упражнения:
-
на развитие внимания;
-
памяти;
-
мышления;
-
восприятия и воображения.
Занятия по модулю «Занимательный английский» направлены:
-
на обучение детей иностранному языку как средству межкультурного общения;
-
развитие коммуникативных способностей дошкольников;
-
создание условий для ранней адаптации детей к новой языковой среде.
Занятия по модулю «Зеленая тропинка» направлены на развитие у детей интереса к жизни и деятельности людей, явлениям природы.
По итогам дети должны научиться:
-
сосредотачивать внимание на предметах и явлениях окружающей действительности;
-
выделять в предметах определенные свойства, сравнивать и группировать их.
Занятия по модулю«Художественное творчество» направлены:
-
на развитие мелкой моторики рук;
-
знакомство с природными материалами;
-
на ознакомление с правилами расположения рисунка на листе бумаги, на знание цветов и оттенков;
-
на умение пользоваться доступными материалами (цветные карандаши, мелки, пластилин, бумага, клей);
-
на правильное определение величины изображения в зависимости от размера листа бумаги.
Занятия по курсу «Развитие психологической готовности ребенка к школе»направлены на:
-
повышение уровня адаптивности детей к школе;
-
развитие познавательной сферы детей;
-
формирование гармонично складывающейся психологической готовности к школьному обучению.
РАСПИСАНИЕ
развивающих занятий в группах
«Школы будущего первоклассника»
на 2024 - 2025 учебный год
СРЕДА
№ п/п |
Группа №1 /каб. №1/ |
Группа №2 /каб. №37/ |
Курирующий педагог |
Шпилькова |
Москалёва |
1. |
Занятие с психологом |
«Волшебная красота окружающего мира» |
2. |
«Волшебная красота окружающего мира» |
Занятие с психологом |
3. |
«Зеленая тропинка» |
«Зеленая тропинка» |
СУББОТА
№ п/п |
Группа №1 /каб. №1/ |
Группа №2 /каб. №37/ |
1. |
«Математические ступеньки» |
«Занимательный английский» |
2. |
«Занимательный английский» |
«От слова к букве» (подготовка к обучению чтению) |
3. |
«От слова к букве» (подготовка к обучению чтению) |
«Математические ступеньки» |
4. |
«От слова к букве» (подготовка к обучению письму) |
«От слова к букве» (подготовка к обучению письму) |
Расписание звонков в группах
«Школы будущего первоклассника»
2024 -2025 учебный год
№ п/п |
Среда |
Продолжительность перемен
|
1. |
17.00 – 17.30 |
10 минут |
2. |
17.40 – 18.10 |
10 минут |
3. |
18.20 – 18.50 |
|
№ п/п |
Суббота |
Продолжительность перемен
|
1. |
10.00 – 10.30 |
10 минут |
2. |
10.40 – 11.10 |
10 минут |
3. |
11.20 - 11.50 |
10 минут |
4. |
12.00 – 12.30 |
|